Группа "Знайки" ГКОУ ВО "Суздальский специальный (коррекционный) детский дом №3" в авторском проекте "Я познаю мир"

Программа социализации младших школьников "Я познаю мир"

Пояснительная записка.

Данная программаразработана на базе ГКОУ ВО «Суздальский специальный (коррекционный) детскийдом № 3». Владимирская область, город Суздаль, ул. Ленина, д.9 . Тел./факс(49231) 2-05-14, E-mail: suzdal3@mail.ru

Образовательная область: педагогика.

Для ребёнка с ограниченными возможностями дополнительные занятияявляются эффективным методом для развития интеллекта и психики при условии, чтоони, прежде всего, станут средством для развития ребёнка, его эмоций и чувств,эстетического вкуса, интеллекта и творческого потенциала. Ребенку необходимоосознать свои возможности и определиться: « это я делаю, это я могу», а такжепринять помощь взрослого человека в саморазвитии и самообразовании.

Интеграцияв обществе человека с особыми образовательными потребностями означает процесс ирезультат предоставления ему возможностей участвовать во всех видах и формахсоциальной жизни, включая и образовательные, в условиях компенсирующих емуотклонения в развитии и ограничении возможностей.

Занятия расширяют познавательные возможности ребенка с ОВЗ, обогащаютего эмоциональную жизнь, делают доступными элементы творчества, развиваютэстетически.

Так какпсихические процессы взаимосвязаны и взаимодействуют друг на друга, то,воздействуя на какой-либо один из них, мы обеспечиваем формирование всехпсихических функций. Так изучение окружающего мира, мира природы, пониманиеэкологических проблем, способствуют развитию внимания, физическому укреплениюздоровья (при совершении экскурсий, прогулок в парк, лес), интеллектуальномуразвитию, а это в свою очередь, влияет на формирование и становление личностиребёнка.

Дети с ОВЗосваивают правила экологического восприятия окружающего мира, правила поведенияи выживания в лесу, основы оказания первой медицинской помощи в непредвиденныхситуациях, что в дальнейшем может помочь в выборе профессии для детей сограниченными возможностями с сохранным интеллектом.

 

Цель: успешная социализация детей младшего школьного возраста, оставшихся безпопечения родителей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель достигается по мере решения в единствеследующих задач:

§  образовательных – усовершенствование экологической культуры,системы знаний об экологических проблемах современности и пути их решения;

§  воспитательных – формирование мотивов, потребностей и привычекэкологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

§  развивающих – развитие практических умений по изучению,оценке состояния, улучшению и охране окружающей среды своей местности; развитиестремления к активной познавательной деятельности;

§  коррекционных – способствовать коррекцииэмоционально-волевой сферы учащихся с ОВЗ.

Решая поставленные цели и задачи, в своейработе мы реализуем следующие принципы:

- принцип наглядности: вся информация,которая поступает в мозг из органов зрения, запечатлевается в памяти легко,быстро и прочно. Это не только наглядные пособия, но и активизация чувственногоопыта детей;

- принцип доступности: программа составлена сучетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- принцип активности: использованиепрактических ситуаций, умение задавать вопросы и выслушивать ответы, детиприучаются думать и действовать самостоятельно.

Обоснование необходимости программы и её новизна.

Дети с ОВЗ познают мир с открытой душой и сердцем. И то, как они будутотноситься к этому миру, научатся ли быть рачительными хозяевами, любящими ипонимающими природу, воспринимающими себя, как часть единой экологическойсистемы, во многом зависит от педагога, участвующего в их обучении.

Решая задачи экологического образования в школьном возрасте, в первуюочередь, необходимо сформировать систему знаний о природе, научить понимать иустанавливать существующие в ней связи и зависимости, действовать всоответствии с полученными знаниями. Одним из залогов успешного экологическогообучения создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональнойвосприимчивости и отзывчивости детей.

Положительные эмоции являются могучими побудителями человеческойдеятельности. Такой деятельностью в школьном возрасте является занятия,экскурсии, пешие прогулки и т.д., которые мы рассматриваем как важное средствоформирования экологической направленности личности ребенка.

Обладая специфическими особенностями (сочетание познавательного изанимательного начал) экологические экскурсии, походы и т.д. предоставляютдетям возможность оперировать заключенными в их содержании знаниями,способствуя, таким образом, уточнению, закреплению и обобщению полученных ранеезнаний и расширению кругозора.

Занимаясь, ребёнок с ОВЗ учится устанавливать существующие в природевзаимосвязи между объектами и явлениями, средой обитания, поведением иповадками животных, последовательной сменой сезонов и изменениями,происходящими в живой и неживой природе. Экологические и туристические занятияпомогают детям с ОВЗ увидеть неповторимость и целостность не толькоопределенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможностьнарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу можетповлечь за собой существенные изменения, как внутри экосистемы, так и за еепределами.

В процессе общения с природой у обучающихся формируется умение и желаниеактивно беречь и познавать природу, т.е. видеть живые объекты во всёммногообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений.

Продолжительность освоения образовательной программы.

Программарассчитана на 3 года обучения.

Формы и режим занятий.

Теоретические занятия проводятся в основном в форме бесед,сюжетно-ролевых дискуссий и др. Программой предусмотрены экскурсии, пешиепрогулки, наблюдения, изодеятельность, экспериментально-исследовательскаядеятельность, трудовая деятельность, интегрированные занятия, элементырелаксации.

Во время экскурсий и пеших прогулок изучаются элементарные этапы инавыки выживания в природе, наблюдения за погодными изменениями, зараспусканием листьев, за цветением растений, за жизнью насекомых и птиц.

Теоретические и практические занятия строятся с учетомнаглядно-действенного и наглядно-образного восприятия обучающимися окружающегомира.

У детей с ОВЗ часто наблюдаются нарушения в развитии психическихпроцессов, отклонения в умственном развитии и нарушения в эмоционально-волевойсфере. Игровая форма занятий позволяет создать в процессе взаимодействия сдетьми комфортную эмоциональную обстановку, необходимую для того, чтобы онзаинтересовался темой занятия и быстро включился в работу.

Апробация программы.

Апробацияпрограммы идет с 2009 года. Программа предназначена для педагогов учрежденийдополнительного образования, а также для обучения детей с ОВЗ в коррекционных испециализированных образовательных учреждений.

Взависимости от характера и объема практических и теоретических знаний педагогможет вносить в программу изменения и дополнения: сократить материал по однойтеме, увеличить по другой, включить новые темы с учетом местных условий.<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />

 

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

К концу 1 класса учащиеся должны

Знать:

-объекты живой (человек, растения, животные),и неживой (солнце, луна,воздух,вода, полезные ископаемые) природы;

-многообразие растений: травы, кустарники,деревья; строение растений;

-видовое разнообразие деревьев (3-5названий), условия жизни растений (необходимость света, тепла, воды, воздуха);

-многообразие животных: звери, (дикие,домашние,с\х, хищные, травоядные), птицы, насекомые, рыбы; их строение;

- название родного города, его расположение,домашний адрес, состав семьи, имя и отчество родителей, их профессии; 

- профессии людей ближайшего окружения:учитель. Врач, библиотекарь, повар, продавец, водитель);

- правила поведения в школе, классе, вобщественных местах, формы словесной вежливости;

- названия транспортных средств в городе,правила дорожного движения;

- правила охраны здоровья в разное времягода,

- правила пожарной безопасности,

 -безопасного поведения на воде,

 - привстрече с незнакомыми подозрительными людьми.

Уметь:

- правильно поливать комнатные растения,протирать крупные листья, рыхлить землю;

- проводить простые наблюдения за погодой,

-одеваться по погоде;

-соблюдать правила поведения в школе, классе,в общественных местах, при встрече с другими людьми;

-проводить простые опыты с объектами неживойи живой природы;

-передавать графически предметы и явленияокружающего мира;

- выполнять работу по уходу за животными  в уголке природы.

 

К концу 2 класса учащиеся должны

Знать:

- растения нашего края: виды лесов, видовоеразнообразие деревьев; лекарственные растения;

- обитателей леса (медведь, волк, лиса, заяц,еж), различать хищных и травоядных животных,

- перелетных и зимующих птиц (название,внешний вид, 2-3 птиц), условия жизни птиц зимой и необходимости помощичеловека;

- домашних животных, правила ухода за ними,требования гигиены и правил безопасности при их содержании;

- комнатное растение – живой организм,условия жизни комнатных растений (необходимость света, тепла, воды, воздуха);многообразие комнатных растений, различия в требованиях к условиям жизни;

- экзотических животных (зебра, жираф, слон ,крокодил, панда и др);

Уметь:

- выполнять работу на пришкольном участке;

- производить подкормку птиц зимой вблизишколы, в парке, в сквере; видеть красоту птиц и понимать их роль в природе;

- выполнять все виды работ по уходу закомнатными растениями, получать корешки и высаживать в цветочные вазоны,наблюдать за их ростом и развитием;

- правильно вести себя в природе во времяэкскурсии. 

 

К концу 3 класса учащиеся должны

Знать:

- лес – это сообщество растений и животных,которые живут вместе и нужны друг другу;

  Влесу несколько «этажей» растений: высокие деревья, деревья пониже, кустарники итравы;

- обитатели леса зависят друг от друга,приспособлены к жизни в лесу: легко передвигаются (по земле, по деревьям, впочве);

 находят разнообразную пищу,

 устраивают место выведения потомства (нору,гнездо, берлогу);

- все животные имеют маскировочную окраскутела,

 Приспособлены к сезонным изменениям погоды;

- луг это сообщество травянистых растений,которые любят свет, солнце, насекомых и птиц;

- поле – это сообщество культурных растений(зерновых, овощных)

- разнообразие водоемов, их обитателей,растения;

- правила поведения в природе: не шуметь, немусорить, не уничтожать зверей, птиц, насекомых, не разорять гнезда,муравейники, не ломать деревья, не рвать большие букеты;

- как правильно собирать ягоды и грибы;  

- Человек – часть природы, он живой, дляжизни ему необходима хорощая пища, чистая вода, чистый и свежий воздух, тепло;

-организм человека;

- человек и природа – единое целое;

- что означает слово экология;

- чистую воду надо беречь, колодцы и родники надоохранять от мусора и загрязнения;

- зависимость здоровья человека от состоянияокружающей природной среды;

- почему Красная книга – жалобная книгаприроды?

- значение леса в жизни человека, роль леса вприроде;

- правила поведения человека в лесу.

Уметь:

- распределять животных в соответствии с ихместом обитания относительно ярусов леса;

- вести себя в природе и соблюдать техникубезопасности;

- ориентироваться в пространстве относительносторон света;

- различать съедобные и несъедобные грибы и ягоды;

- различать ядовитые и лекарственныерастения.

Проводя анализ полученных результатовобучения детей с ОВЗ, педагог сравнивает динамику показателей самого ребенка стеми, которые он демонстрировал в самом начале занятий. Процесс контроля вработе с каждым ребенком очень индивидуален и зависит от конкретных психическихи физических особенностей ребенка. Педагог применяет контроль два раза в год(сентябрь, май) в виде наблюдения, беседы, рассказа обучающегося, тестирования,метода незаконченных предложений, в основном в виде практических работ.

14 апреля 2014 в 19:09

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.