Группа "Знайки" ГКОУ ВО "Суздальский специальный (коррекционный) детский дом №3" в авторском проекте "Я познаю мир"
Программа социализации младших школьников "Я познаю мир"Пояснительная записка. Данная программаразработана на базе ГКОУ ВО «Суздальский специальный (коррекционный) детскийдом № 3». Владимирская область, город Суздаль, ул. Ленина, д.9 . Тел./факс(49231) 2-05-14, E-mail: suzdal3@mail.ru Образовательная область: педагогика. Для ребёнка с ограниченными возможностями дополнительные занятияявляются эффективным методом для развития интеллекта и психики при условии, чтоони, прежде всего, станут средством для развития ребёнка, его эмоций и чувств,эстетического вкуса, интеллекта и творческого потенциала. Ребенку необходимоосознать свои возможности и определиться: « это я делаю, это я могу», а такжепринять помощь взрослого человека в саморазвитии и самообразовании. Интеграцияв обществе человека с особыми образовательными потребностями означает процесс ирезультат предоставления ему возможностей участвовать во всех видах и формахсоциальной жизни, включая и образовательные, в условиях компенсирующих емуотклонения в развитии и ограничении возможностей. Занятия расширяют познавательные возможности ребенка с ОВЗ, обогащаютего эмоциональную жизнь, делают доступными элементы творчества, развиваютэстетически. Так какпсихические процессы взаимосвязаны и взаимодействуют друг на друга, то,воздействуя на какой-либо один из них, мы обеспечиваем формирование всехпсихических функций. Так изучение окружающего мира, мира природы, пониманиеэкологических проблем, способствуют развитию внимания, физическому укреплениюздоровья (при совершении экскурсий, прогулок в парк, лес), интеллектуальномуразвитию, а это в свою очередь, влияет на формирование и становление личностиребёнка. Дети с ОВЗосваивают правила экологического восприятия окружающего мира, правила поведенияи выживания в лесу, основы оказания первой медицинской помощи в непредвиденныхситуациях, что в дальнейшем может помочь в выборе профессии для детей сограниченными возможностями с сохранным интеллектом.
Цель: успешная социализация детей младшего школьного возраста, оставшихся безпопечения родителей с ограниченными возможностями здоровья. Цель достигается по мере решения в единствеследующих задач: § образовательных – усовершенствование экологической культуры,системы знаний об экологических проблемах современности и пути их решения; § воспитательных – формирование мотивов, потребностей и привычекэкологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни; § развивающих – развитие практических умений по изучению,оценке состояния, улучшению и охране окружающей среды своей местности; развитиестремления к активной познавательной деятельности; § коррекционных – способствовать коррекцииэмоционально-волевой сферы учащихся с ОВЗ. Решая поставленные цели и задачи, в своейработе мы реализуем следующие принципы: - принцип наглядности: вся информация,которая поступает в мозг из органов зрения, запечатлевается в памяти легко,быстро и прочно. Это не только наглядные пособия, но и активизация чувственногоопыта детей; - принцип доступности: программа составлена сучетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; - принцип активности: использованиепрактических ситуаций, умение задавать вопросы и выслушивать ответы, детиприучаются думать и действовать самостоятельно. Обоснование необходимости программы и её новизна. Дети с ОВЗ познают мир с открытой душой и сердцем. И то, как они будутотноситься к этому миру, научатся ли быть рачительными хозяевами, любящими ипонимающими природу, воспринимающими себя, как часть единой экологическойсистемы, во многом зависит от педагога, участвующего в их обучении. Решая задачи экологического образования в школьном возрасте, в первуюочередь, необходимо сформировать систему знаний о природе, научить понимать иустанавливать существующие в ней связи и зависимости, действовать всоответствии с полученными знаниями. Одним из залогов успешного экологическогообучения создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональнойвосприимчивости и отзывчивости детей. Положительные эмоции являются могучими побудителями человеческойдеятельности. Такой деятельностью в школьном возрасте является занятия,экскурсии, пешие прогулки и т.д., которые мы рассматриваем как важное средствоформирования экологической направленности личности ребенка. Обладая специфическими особенностями (сочетание познавательного изанимательного начал) экологические экскурсии, походы и т.д. предоставляютдетям возможность оперировать заключенными в их содержании знаниями,способствуя, таким образом, уточнению, закреплению и обобщению полученных ранеезнаний и расширению кругозора. Занимаясь, ребёнок с ОВЗ учится устанавливать существующие в природевзаимосвязи между объектами и явлениями, средой обитания, поведением иповадками животных, последовательной сменой сезонов и изменениями,происходящими в живой и неживой природе. Экологические и туристические занятияпомогают детям с ОВЗ увидеть неповторимость и целостность не толькоопределенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможностьнарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу можетповлечь за собой существенные изменения, как внутри экосистемы, так и за еепределами. В процессе общения с природой у обучающихся формируется умение и желаниеактивно беречь и познавать природу, т.е. видеть живые объекты во всёммногообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений. Продолжительность освоения образовательной программы. Программарассчитана на 3 года обучения. Формы и режим занятий. Теоретические занятия проводятся в основном в форме бесед,сюжетно-ролевых дискуссий и др. Программой предусмотрены экскурсии, пешиепрогулки, наблюдения, изодеятельность, экспериментально-исследовательскаядеятельность, трудовая деятельность, интегрированные занятия, элементырелаксации. Во время экскурсий и пеших прогулок изучаются элементарные этапы инавыки выживания в природе, наблюдения за погодными изменениями, зараспусканием листьев, за цветением растений, за жизнью насекомых и птиц. Теоретические и практические занятия строятся с учетомнаглядно-действенного и наглядно-образного восприятия обучающимися окружающегомира. У детей с ОВЗ часто наблюдаются нарушения в развитии психическихпроцессов, отклонения в умственном развитии и нарушения в эмоционально-волевойсфере. Игровая форма занятий позволяет создать в процессе взаимодействия сдетьми комфортную эмоциональную обстановку, необходимую для того, чтобы онзаинтересовался темой занятия и быстро включился в работу. Апробация программы. Апробацияпрограммы идет с 2009 года. Программа предназначена для педагогов учрежденийдополнительного образования, а также для обучения детей с ОВЗ в коррекционных испециализированных образовательных учреждений. Взависимости от характера и объема практических и теоретических знаний педагогможет вносить в программу изменения и дополнения: сократить материал по однойтеме, увеличить по другой, включить новые темы с учетом местных условий.<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" /> Ожидаемые результаты и способы их проверки. К концу 1 класса учащиеся должны Знать: -объекты живой (человек, растения, животные),и неживой (солнце, луна,воздух,вода, полезные ископаемые) природы; -многообразие растений: травы, кустарники,деревья; строение растений; -видовое разнообразие деревьев (3-5названий), условия жизни растений (необходимость света, тепла, воды, воздуха); -многообразие животных: звери, (дикие,домашние,с\х, хищные, травоядные), птицы, насекомые, рыбы; их строение; - название родного города, его расположение,домашний адрес, состав семьи, имя и отчество родителей, их профессии; - профессии людей ближайшего окружения:учитель. Врач, библиотекарь, повар, продавец, водитель); - правила поведения в школе, классе, вобщественных местах, формы словесной вежливости; - названия транспортных средств в городе,правила дорожного движения; - правила охраны здоровья в разное времягода, - правила пожарной безопасности, -безопасного поведения на воде, - привстрече с незнакомыми подозрительными людьми. Уметь: - правильно поливать комнатные растения,протирать крупные листья, рыхлить землю; - проводить простые наблюдения за погодой, -одеваться по погоде; -соблюдать правила поведения в школе, классе,в общественных местах, при встрече с другими людьми; -проводить простые опыты с объектами неживойи живой природы; -передавать графически предметы и явленияокружающего мира; - выполнять работу по уходу за животными в уголке природы.
К концу 2 класса учащиеся должны Знать: - растения нашего края: виды лесов, видовоеразнообразие деревьев; лекарственные растения; - обитателей леса (медведь, волк, лиса, заяц,еж), различать хищных и травоядных животных, - перелетных и зимующих птиц (название,внешний вид, 2-3 птиц), условия жизни птиц зимой и необходимости помощичеловека; - домашних животных, правила ухода за ними,требования гигиены и правил безопасности при их содержании; - комнатное растение – живой организм,условия жизни комнатных растений (необходимость света, тепла, воды, воздуха);многообразие комнатных растений, различия в требованиях к условиям жизни; - экзотических животных (зебра, жираф, слон ,крокодил, панда и др); Уметь: - выполнять работу на пришкольном участке; - производить подкормку птиц зимой вблизишколы, в парке, в сквере; видеть красоту птиц и понимать их роль в природе; - выполнять все виды работ по уходу закомнатными растениями, получать корешки и высаживать в цветочные вазоны,наблюдать за их ростом и развитием; - правильно вести себя в природе во времяэкскурсии.
К концу 3 класса учащиеся должны Знать: - лес – это сообщество растений и животных,которые живут вместе и нужны друг другу; Влесу несколько «этажей» растений: высокие деревья, деревья пониже, кустарники итравы; - обитатели леса зависят друг от друга,приспособлены к жизни в лесу: легко передвигаются (по земле, по деревьям, впочве); находят разнообразную пищу, устраивают место выведения потомства (нору,гнездо, берлогу); - все животные имеют маскировочную окраскутела, Приспособлены к сезонным изменениям погоды; - луг это сообщество травянистых растений,которые любят свет, солнце, насекомых и птиц; - поле – это сообщество культурных растений(зерновых, овощных) - разнообразие водоемов, их обитателей,растения; - правила поведения в природе: не шуметь, немусорить, не уничтожать зверей, птиц, насекомых, не разорять гнезда,муравейники, не ломать деревья, не рвать большие букеты; - как правильно собирать ягоды и грибы; - Человек – часть природы, он живой, дляжизни ему необходима хорощая пища, чистая вода, чистый и свежий воздух, тепло; -организм человека; - человек и природа – единое целое; - что означает слово экология; - чистую воду надо беречь, колодцы и родники надоохранять от мусора и загрязнения; - зависимость здоровья человека от состоянияокружающей природной среды; - почему Красная книга – жалобная книгаприроды? - значение леса в жизни человека, роль леса вприроде; - правила поведения человека в лесу. Уметь: - распределять животных в соответствии с ихместом обитания относительно ярусов леса; - вести себя в природе и соблюдать техникубезопасности; - ориентироваться в пространстве относительносторон света; - различать съедобные и несъедобные грибы и ягоды; - различать ядовитые и лекарственныерастения. Проводя анализ полученных результатовобучения детей с ОВЗ, педагог сравнивает динамику показателей самого ребенка стеми, которые он демонстрировал в самом начале занятий. Процесс контроля вработе с каждым ребенком очень индивидуален и зависит от конкретных психическихи физических особенностей ребенка. Педагог применяет контроль два раза в год(сентябрь, май) в виде наблюдения, беседы, рассказа обучающегося, тестирования,метода незаконченных предложений, в основном в виде практических работ. 14 апреля 2014 в 19:09
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.